[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Однофамильцы Щавлевы » Книга памяти Щавлевых » Архип Миронович Щавлев (матрос крейсера I ранга “Варяг”)
Архип Миронович Щавлев
schavlev1Дата: Воскресенье, 04.01.2009, 00:57 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





Архип Миронович Щавлев -марсовый 1 ст., комендор мелких орудий, погиб на крейсере Варяг в феврале 1904 года в бою у 47-мм орудия № 29 на фор-марсе,
мать Авдотья Михайловна Щавлева из деревни Ключиков Большегригоровской волости Судогодского уезда Владимирской губернии, 1839 г.р.
на 1904 год жена умерла, детей нет, сестра 1883 г.р. Марфа

В Иллюстрированной летописи русско-японской войны. Выпуск 2, СПб., 1904 г указаны награды участникам битвы, в том числе:
"Всем нижним чинам этих судов – знак отличия Военного ордена 4 степени."
 
schavlevДата: Среда, 17.02.2010, 19:04 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 118
Статус: Offline
Копия вахтенного журнала(на нашем сайте)
Все погибшие согласно буддистскому обычаю были сожжены по распоряжению местных властей.
 
schavlevДата: Среда, 17.02.2010, 19:55 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 118
Статус: Offline
В ЦИРКУЛЯРе ГЛАВНОГО МОРСКОГО ШТАБА Марта 21-го дня 1908 года, № 96
Главный Морской Штаб объявляет список нижних чинов флота*), коим Всемилостивейше пожалованы награды, за отличия, оказанные во время военных действий с Японией.
Подписали: И.д. Начальника Главного Морского Штаба, Контр-Адмирал Яковлев и Делопроизводитель Вельцын.
*) Список нижних чинов флота при сём прилагается.
имеется запись о награждении:
Эскадренного броненосца «Полтава»
170893 Комендор Андрей Шевелев 9 августа 1904 г.
что это? ошибка?
ссылка на циркуляр
 
schavlevДата: Среда, 17.02.2010, 20:04 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 118
Статус: Offline
Список военных моряков РККФ, состава эскадренного миноносца «Свобода» погибших 21.10.1919 года (Спасенными числятся 6 членов экипажа). В этом списке имеется запись:
Шевелев Андрей Акимович Электрик 1892г.р. 1914 призыв
источник
 
schavlevДата: Среда, 17.02.2010, 22:49 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 118
Статус: Offline
На “Варяге” погиб наш земляк
(12.02.2004)

Начало войны
В корейском порту Чемульпо находились военные корабли России крейсер “Варяг”, канонерка “Кореец” и пароход “Сунгари”.
В 15.40 8 февраля “Кореец” был направлен в Порт-Артур с секретной почтой. Через 15 минут на корабле заметили приближающуюся японскую эскадру, которая преградила путь “Корейцу”. Командир лодки, капитан II ранга Беляев повернул обратно. Японские миноносцы атаковали “Корейца” торпедами, в ответ канонерка открыла огонь по противнику.
Вернувшись на рейд, командир “Корейца” доложил командиру крейсера “Варяг” капитану I ранга В.Рудневу о начале боевых действий.
9 февраля японский контр-адмирал Уриу потребовал от наших командиров сдачи русских кораблей или выхода их в море.

Традиционная версия
Дальше, по версии как царской, так и советской истории, Всеволод Руднев вывел свои корабли навстречу эскадре адмирала Уриу (6 крейсеров, 8 миноносцев) и принял неравный бой. Сражение продолжалось час. За это время на “Варяге” были выведены из строя все орудия, убиты 33 члена экипажа, ранены 97 моряков.
По этой версии “Варяг” и “Кореец” нанесли ощутимые потери врагу. Русские снаряды уничтожили один миноносец противника, а другой повредили. Русские снаряды поразили также два японских крейсера, один из которых впоследствии затонул. Потери японцев составили около 30 моряков убитыми и десятки - ранеными.
После боя Руднев принял решение вернуться в гавань Чемульпо. Он собрал офицеров. Оценив ситуацию, было принято решение “Варяг” затопить”, а “Кореец” - взорвать. Пароход “Сунгари” решили поджечь, а потом затопить.

Владимирский
герой “Варяга”
Весть о гибели русских кораблей долетела и до Владимирской губернии. Обеспокоенная судьбой сына, крестьянская вдова Авдотья Михайловна Щавлева из деревни Ключиков Большегригоровской волости Судогодского уезда подала прошение владимирскому губернатору И.Леонтьеву с просьбой разъяснить, убит или жив ее сын Архип Миронович Щавлев - матрос крейсера I ранга “Варяг”. Ответ губернатора был скуп: “Сведений не имеется”.
Однако через 2 месяца, в августе 1904 года из Главного Морского штаба губернатору сообщили: “в числе погибших нижних чинов флота, плававших на крейсере “Варяг”, был и уроженец Владимирской губернии Судогодского уезда деревни Ключиков марсовый Архип Щавлев , после которого осталась вдова”.
Для назначения пособия семье погибшего героя судогодский уездный исправник Померанцев произвел обследование имущественного положения родственников. Оказалось, что “жена Архипа Щавлева умерла, детей не осталось, а его родная мать - Авдотья Михайловна, 65 лет, и сестра девица Марфа, 21 года, без всяких средств к жизни. Из имущества у Щавлевых имеется ветхий домик с двором и сарай. Землей она не пользуется, пособия не получает и пропитание добывает сбором милостыни”.
При распределении пожертвований, поступивших в пользу семейств нижних чинов флота, погибших на Дальнем Востоке, Главный Морской штаб назначил Авдотье Щавлевой 25 рублей.
Кроме того, при канцелярии Министерства Императорского двора “был организован сбор пожертвований в память мичмана графа Алексея Нирода, убитого под Чемульпо, для раздачи пособий семьям погибших с ним на крейсере “Варяг” нижних чинов”.
Из этих средств Авдотья Михайловна Щавлева получила в марте 1905 года 80 рублей, а также фотографическую карточку графа Нирода.
Эти сведения о гибели матроса крейсера “Варяг”, нашего земляка Архипа Щавлева сохранились в документах Государственного архива Владимирской области.

Музейные раритеты
Интересные подробности о войне 1904-1905 годов и ее участниках донесли до нас музейные предметы. В коллекция фотографий Владимиро-Суздальского музея-заповедника есть фото “Команда канонерской лодки “Кореец”. Его любезно передала в музей жительница Владимира Галина Евгеньевна Акимова. Ее прадеду Николаю Чернышеву, который работал в 1905-1907 годах в Москве, эту фотографию подарил товарищ по работе, во время войны служивший на “Корейце”.
Еще один раритет - “Манифест Николая II о войне с Японией”. В нем говорится о вероломстве правительства Японии, которое “отдало приказ своим миноносцам внезапно атаковать нашу эскадру на рейде крепости Порт-Артур”. Император призывает своих подданных встать на защиту Отечества.
Так начиналась эта война, которую Россия проиграла, лишившись флота, авторитета, земель на Востоке, а главное - сотен тысяч своих граждан.
Ольга СУСЛИНА,
сотрудник Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Фото из архива музея.
г.Владимир.
ссылка на источник в первом посте

 
schavlevДата: Четверг, 18.02.2010, 13:51 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 118
Статус: Offline
На Морском кладбище Владивостока покоятся перезахороненные останки матросов крейсера «Варяг»


, со всеми почестями преданные земле в Корее японцами. Это событие нашло отражение еще на одной французской открытке .

В переводе с французского читаем надпись на ней: «Похороны русских матросов крейсера «Варяг», останки которых были найдены водолазами в Чемульпо.
Похороны были устроены японцами с полагающейся торжественностью. Возглавляли шествие двадцать японских моряков, которые несли японский флаг с траурной лентой, затем шли два матроса с цветами. Гробы были покрыты русским флагом и установлены на орудийных лафетах, которые вручную передвигали японские моряки. Завершали шествие французские и американские матросы. Японцы дали над могилами русских моряков три винтовочных залпа». Открытка эта была издана в Париже в 1904 г.
В конце 1911 г. останки четырнадцати русских моряков с крейсера «Варяг» были перевезены во Владивосток и захоронены на Морском кладбище. На могиле был установлен памятник. По свидетельству старожилов Владивостока, в 1918 г. японские интервенты пытались уничтожить мемориал, но им это не удалось.
Захоронения останков матросов с крейсера "Варяг" в д.Савино Симферопольское шоссе


 
schavlevДата: Четверг, 18.02.2010, 14:47 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 118
Статус: Offline
Судьба крейсера "Варяг" оказалась крайне несчастливой. Юрий ФИЛАТОВ.
Передо мной две ксерокопии фотоснимков. На одном 4-трубный крейсер. На другом - корабль, лежащий на боку. Часть борта и палубы остались над водой. Хорошо видны стволы орудий. Есть и третий. Его показывал в своем документальном фильме Станислав ГОВОРУХИН. На снимке военный корабль, пришвартовавшийся к коммерческой пристани Владивостока. На корме развевается японский флаг. Первый снимок датирован 1903 годом, второй - 1905-м, третий сделан в 1916 году. На всех снимках одно и то же судно - крейсер "Варяг".
Как это ни печально, но, похоже, этот корабль был неудачником. Строители филадельфийской фирмы "Крэмп и сыновья" постарались вложить в него последние достижения кораблестроения. Но все еще технологически не отлаженные новшества стали бедой для корабля. Даже его приемка не обошлась без поломок. Но еще большим позором для крейсера обернулся визит в немецкий порт Киль, куда он прибыл в качестве эскортного корабля императорской яхты "Штандарт". Из-за неожиданной аварии в машине "Варяг" не смог сопровождать царское судно обратно в Россию. Эскортировать ее пришлось эскадре германских крейсеров.
В результате детальной проверки выяснилось, что красавец "Варяг" проектную скорость в 23 узла развивать попросту не способен. 19 узлов - максимум, что смогут выдержать его механизмы. Далее начинаются поломки в машине и в котлах.
Из докладной записки начальника Главного морского Штаба контр-адмирала РОЖЕСТВЕНСКОГО: "После первого ремонта скорость хода крейсера составила 19 узлов, после второго упала до 16. Какой она будет после третьего, предсказать никто не берётся".
Стойкая неисправность ходовых систем ставит крест на строевой карьере корабля. Это означает службу в учебном отряде, либо пожизненный пост дипломатического стационера в какой-либо второстепенной державе. Так корабль, которым уже год командовал гвардейского экипажа капитан I ранга РУДНЕВ, оказался в декабре 1903 года в корейском порту Чемульпо, где ему предстояло заменить ветерана Тихоокеанской эскадры - канонерскую лодку "Кореец".
9 февраля 1904 года (27 января по старому календарю) командиры кораблей-стационеров в Чемульпо получили послания от командующего японской эскадрой адмирала Уриу. В них он предлагал иностранным кораблям покинуть порт, так как его эскадра начнет обстрел стоящих на рейде русских кораблей. Капитан "Варяга" тоже получил предложение вместе с "Корейцем" покинуть порт, чтобы встретиться в честном бою.
На военном совете, собранном Рудневым, высказывались разные предложения. Большинство считало, что нужно пожертвовать "Корейцем", но спасти крейсер, используя его быстроходность. Неожиданный вариант предложил старший штурман БЕРЕНС (через 20 лет он станет начальником Главного Морского штаба РККФ). По его мнению, необходимо было на предложение Уриу не реагировать, а дождаться ухода с рейда кораблей и судов нейтральных стран. После чего вывести на портовый фарватер "Варяг", "Кореец", а также пароход "Сунгари" и там их затопить. После этого японские суда долго не смогут использовать порт. Вооружённые экипажи русских кораблей, усиленные казачьей сотней, по плану штурмана должны через Корею пробиваться в Маньчжурию.
Но капитан I ранга Руднев принял другое решение. Русские корабли покинули Чемульпо. Можно понять, на что рассчитывал командир "Варяга". Скорость своего корабля он должен был согласовывать с тихоходом "Корейцем", это скрывало, что и крейсер быстроходностью не отличается. И что значили его 12 шестидюймовок против 4 восьмидюймовых и 14 шестидюймовых орудий тяжелого крейсера "Асама". А на крейсерах "Нанива" и "Такашихе" было по 2 десятидюймовых орудия. Даже их нескольких залпов вполне бы хватило, чтобы отправить на дно русские корабли еще до того, как они смогут открыть огонь. К тому же Руднев не мог не понимать, что и Порт-Артур, и китайские порты, и проливы Желтого моря будут блокированы японским флотом.
Все случилось так, как и должно было случиться. После непродолжительного боя с шестью крейсерами, в течение которого "Варяг" выпустил более четырёхсот шестидюймовых снарядов и около тысячи трехдюймовых, Руднев повернул обратно. Весь боезапас был израсходован, и следовательно дальнейшее ведение боя было невозможно. Крейсер опять шел впереди, а "Кореец" прикрывал его отступление.
Когда расстояние между противниками сократилось до двух с половиной миль, в бой вступили орудия главного калибра канонерской лодки. Первым же выстрелом был отправлен на дно японский миноносец. Остальные сразу же отошли в сторону. А командир "Корейца" перенес огонь на крейсера. В результате возник пожар на тяжёлом крейсере "Асама". Получив крупные повреждения, вышли из боя два лёгких крейсера. Но и на канонерскую лодку обрушился град снарядов. Трое матросов были тяжело ранены.
 
schavlevДата: Четверг, 18.02.2010, 14:47 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 118
Статус: Offline
продолжение:
Крейсер и канонерская лодка благополучно вернулись в порт, где их терпеливо дожидался владивостокский пароход "Сунгари", принадлежащий Обществу морского пароходства КВЖД. Адмирал Уриу сумел загнать огнем своих крейсеров русские корабли обратно на рейд Чемульпо. Последнее решение Руднев принимал, ни с кем не советуясь.
Канонерскую лодку вывели к острову Идельми, ее верхнюю палубу разрушили взрывами, а затем отправили корабль на дно. На "Варяге" взрывов не устраивали. Экипаж, забрав личные вещи и казенные ценности, покинул крейсер, а трюмная команда открыла кингстоны. Крейсер лег на левый борт вдоль берега бухты. По соглашению с японским командованием погибших нижних чинов крейсера и канонерской лодки похоронили на местном кладбище. Офицерам "Варяга" и "Корейца" было разрешено присутствовать на погребении без оружия. Почетный караул состоял из моряков нейтральных стран. Через несколько дней рядом похоронили тех матросов русских кораблей, которые умерли от ран в японском госпитале. Тело погибшего в бою мичмана графа НИРОДА вместе с командами русских кораблей через нейтральные порты было доставлено в Россию.
Позднее японские водолазы приступили к обследованию затопленных отсеков лежащего на боку крейсера. Можно было понять их изумление, когда в одном из помещений были обнаружены тела двух русских матросов. Их похоронили моряки с японских крейсеров. Первый морской бой начинавшейся войны был красочно описан иностранными журналистами. Вдохновленный газетной статьей немецкий поэт Рудольф ГРЕЙНЦ напишет об этом стихотворение, которое 25 февраля поместит на своих страницах журнал "Югенд". Размер стихотворения хорошо лег на музыку одного из Бранденбургских маршей, и вскоре песню о "Варяге" распевала вся Германия. В апреле стихи Грейнца с параллельным переводом, сделанным поэтессой Е. СТУДЕНСКОЙ, напечатал петербургский "Новый журнал иностранной литературы, искусства и науки". Так началась слава "Варяга".
Первоначально капитана Руднева собирались за сдачу крейсера отдать под суд. Но по указанию высших властей и для поднятия боевого духа, а также в качестве примера бой при Чемульпо стали считать моральной победой и подвигом. Тем более, что порт-артурская эскадра за первые два дня войны потеряла, не сделав ни единого выстрела, девять кораблей, а вот канонерская лодка "Кореец" потопила один японский миноносец. Наградили всех, кто принимал участие в приснопамятном бое. Японцы же, убедившись в незначительных боевых качествах крейсера, определили его, как и следовало ожидать, в учебный отряд.
23 декабря 1911 года останки 16 русских моряков были доставлены из Чемульпо во Владивосток и захоронены на Морском кладбище. В 1912 году на могиле установили обелиск, увенчанный Георгиевским крестом. В 1916 году "Варяг" вместе с броненосцами "Пересвет" и "Победа" был у Японии выкуплен. Но кораблю требовались ремонт и модернизация. Для этого он был отправлен в Англию, где мирно ржавел на заводе (некому было оплачивать работы), а позже (новой советской властью) был продан Германии на слом. Во время перехода в Ирландском море крейсер был штормом выброшен на скалы. Там он медленно разрушался да середины 20-х годов прошлого века, пока его не порезали на месте и не отправили в сталеплавильные печи Ливерпуля.
В русском флоте существовала хорошая традиция. Имя корабля, совершившего подвиг или героически погибшего, передавали новому кораблю. Так в 1908 году во владивостокском отряде появился контрминоносец "Стерегущий", а в 1914 г. воды Балтики бороздили эсминец "Новик", крейсер "Рюрик", линкор "Петропавловск" и "Севастополь". Несла охрану на Аландских островах канонерская лодка "Кореец". После русско-японской войны имя "Варяг" не было присвоено ни одному кораблю Российского императорского флота.
Источник
 
schavlevДата: Воскресенье, 21.02.2010, 20:50 | Сообщение # 9
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 118
Статус: Offline
Влад!! Я так рада!!! Когда находят героев ВОВ и то потрясает, а тут такая давность, такое событие, такой героизм! Во время экскурсии нам было сказано:"Перенесли прах". Мы поняли, что целиком. Вы можете позвонить в музей . 48734 - 21551 . Правда, телефон не всегда хорошо работает. Рядом с музеем церковь, так батюшка при входе устроил маленький мемориал - на стене, на черных досках золотом выбиты все фамилии моряков и офицеров Варяга и Корейца. Очень интересуется и также проводит изыскания, был в Шотландии. А в музее одна комната оформлена как кают-кампания и много информации по команде Варяга. Может, они Вам чем-нибудь помогут. Удачи!! А сайт у Вас отличный, явно рука МАСТЕРА.
С уважением, Людмила.
 
ГостьДата: Понедельник, 20.09.2010, 11:25 | Сообщение # 10
Группа: Гости





здравствуйте!Я правнучка Клещевник Анисима мой дед служил на крейсере Варяг я не горжусь его подвигами ,вы не найдете его фамилии среди погибших на мемолриальных досках, он был простым матросом ,но память о нем жива,Дети в школе писали сочинение они гордятся прадедом!Он не погиб ,после войны он выростил 9детей .Одна его дочь жива ей 83года живет в Омской области с,Оконешниково
 
schavlevДата: Понедельник, 20.09.2010, 19:11 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 118
Статус: Offline
Анисима, спасибо за ответ, правда данный форум не имеет цели рассказать все подробности о доблестных моряках, мой форум имеет конкретную направленность - история жизни людей однофамильцев с фамилией Щавлев(а). Так случилось, что одним из моряков служивших на крейсере Варяг был Архип Щавлев, безвременно погибший.
 
Форум » Однофамильцы Щавлевы » Книга памяти Щавлевых » Архип Миронович Щавлев (матрос крейсера I ранга “Варяг”)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: