В Долине Славы состоялось захоронение останков советских военнопленных, найденных сводным отрядом московских и смоленских поисковиков в районе посёлка Раякоски. А самому поиску предшествовали два, в общем-то, абсолютно не связанных друг с другом события, произошедшие в районе в прошлом году.
Первое из них – это приезд группы немецких и финских учёных, сотрудников научного проекта «Финляндия, военнопленные и интернированные в 1939-55 годах», которые занимаются восстановлением данных о смертности в концлагерях для гражданских лиц в Восточной Карелии, а также в лагерях для военнопленных на территории Финляндии.
Второе – посещение своего старого места службы – Никельского пограничного отряда — Героем Советского Союза Юрием Васильевичем Бабанским, одним из сопровождающих которого был председатель общественного фонда «Застава Святого Ильи Муромца» и поисковик Андрей Фетисов.
Результатом этих поездок стало обнаружение на территории района нескольких заброшенных захоронений советских военнопленных, содержавшихся в немецких и финских концлагерях, которые располагались на территории нынешнего Печенгского района, в том числе и в окрестностях посёлка Никель.
И вот в этом году одно из таких захоронений, находившееся недалеко от посёлка Раякоски, было поднято сводным отрядом Москвы и городов Рославль и Дорогобуж Смоленской области.
-Обнаружили мы это кладбище абсолютно случайно, – рассказывает Андрей Фетисов, руководитель московского поискового отряда «Застава святого Ильи Муромца», – разыскивая захоронение солдат 14-й армии 1944 года, наткнулись недалеко от посёлка на полусгнившие деревянные православные кресты и знак, который обозначает воинское захоронение. По первоначальным данным мы рассчитывали не более чем на 50 одиночных могил – здесь было около 50 небольших холмиков, затем, сопоставив данные ОБД «Мемориал» и данные, предоставленные немецкой стороной, «вышли» на цифру в 113 человек – это военнопленные, чьи данные были зафиксированы в лагерном лазарете. На сегодняшний день мы располагаем этими данными, то есть, знаем их имена, фамилии, места рождения и призыва. 95% из них погибли здесь в сентябре-октябре 1942 года, последние же захоронения датируются осенью 44-го. Но действительность оказалась намного страшней.
Под Раякоски находился немецкий лагерь для советских военнопленных «Сталак 322», носивший ещё и «местное» название – «Наутси». Здесь в годы войны располагался немецкий военный аэродром, и труд заключённых использовался при его строительстве и обслуживании. Жили они в землянках (метрах в 150 от захоронения остались следы жилья, обнесённые колючей проволокой, остатки немецкой техники, кухонная утварь), скорей всего испытывали нужду в одежде, обуви (поэтому и хоронили погибших, предварительно сняв всё, что могло пригодиться живым), работали в тяжёлых условиях севера. Конечно, многие умирали от болезней, холода, изнурительного физического труда, постоянных издевательств и побоев. Некоторые, не выдерживая подобных условий, пытались сбежать или взбунтоваться. Подтверждение – следы на останках: на многих черепах сломанные челюсти, найдены черепа с пулевыми отверстиями в лобной кости, один из заключённых был похоронен в шинели (!) со связанными сзади руками.
-Скорей всего, он был повешен и оставлен для устрашения других, – высказывают своё предположение поисковики, – а по прошествии времени начавший разлагаться труп просто скинули в могилу в том, в чём он был, и закопали. Поэтому охотников на его вещи не нашлось.
Всего на кладбище оказалось порядка 60 могил и останки 309 военнопленных. Их количество в одной могиле составило от одного до 24 человек, просто сваленных в ямы, достигающие глубиной 2-3-х метров. Из личных вещей поисковиками были обнаружены лишь нательные крестики, ладанки и два опознавательных жетона военнопленного. И если 113 из 309-ти имён проходят по базам данных, остальные, скорей всего, так и останутся безымянными.
А 1 августа советские военнопленные были перезахоронены в Долине Славы. Проводить их в последний путь собрались поисковики, военные моряки, сотрудники службы в пгт Никель погрануправления ФСБ по Мурманской области, оказавшей неоценимую помощь в организации раскопок.
-На долгие годы эти люди оказались забыты на Родине, – говорит директор Мурманского Центра гражданского и патриотического воспитания Михаил Орешета. – Бытовавшее в послевоенное время мнение, что сдался в плен, значит, стал предателем, крепко укоренилась в головах у многих. Мы должны сегодня понять, что эти люди тоже прошли свою войну там, в концлагерях, что в большинстве своём они не меньше герои, чем те, кто воевал на полях сражений.
-Это наши солдаты, и этим всё сказано, – добавляет заместитель командира поискового отряда «Память» г. Рославль Владимир Стародубов.
После краткой заупокойной литии, которую по православному обычаю отслужил настоятель прихода п. Видяево отец Сергий, гробы с останками воинов опустили в большую братскую могилу. Минута молчания и троекратный залп – в свой последний путь уходят воины – защитники Отечества.
Но эта страница военной истории нашего края ещё не перевёрнута. Несколько заброшенных захоронений, где сваленные чужой, равнодушной рукой в общие ямы, без отпущения грехов, без отдания воинских почестей до сих пор лежат узники концлагерей, прошедшие свою, другую войну, не менее тяжёлую, а порой и более страшную, чем там, на фронте, здесь, за колючей проволокой, в нечеловеческих условиях, не сломленные и не сломавшиеся, – эти захоронения по-прежнему остаются на территории нашего района. Солдаты ждут…
О. Погорецкая
|